Zametki na polyah (akor168) wrote,
Zametki na polyah
akor168

Category:

Potter 7

Прерываю на день свою добровольную омерту, ибо хочется высказаться, а где же это делать, как не в своем ЖЖ.

Забавно, шефу надоело мое волокитство и он написал статью сам. С интересом прочитал и обнаружил, что почти все технические моменты, над которыми собственно и шла работа, были заметаны под ковер. То есть, я проверил, что простая схема работает, но расписывать на публику не будем, поскольку схема то стандартная. Что-то в этом есть...

Но я сейчас не про это. А про то, что вчера ночью прочитал таки седьмого Поттера. Заняло это часов 9, было бы быстрее, если бы файл был в html, однако выяснилось, что старый Worldperfect 12, 2004 конвертирует файлы из doc в html, с пропуском всех запятых и точек. Я не представлял, что руский текст без этих марок читать невозможно. Впрочем, конвертация в pdf спасла гиганта мысли, но замеделила скорость. Причем официальный перевод я сразу отложил, ибо основное отличие народных переводов от официальных, что последние не могут использовать находки других переводчиков. То есть, если Маша Спивак придумала Дракучую Иву, то в другом авторском переводе этой находки не будет по определению. Доброволец же комбинирует свое знание языка со всеми находками, которые ему встречались раньше и получается читабельнее. В июле, кстати, я был готов читать в оригинале, но был в России. Читать сейчас по-английски не могу позволить, поскольку это заняло бы неделю-другую (там довольно высокий уровень лексики, и например 6-ю книгу я читал с включенным словарем).

Но это все присказка, а сказка в том, что проснувшись сегодня я почувствовал какую-то опустошенность, щемление.

Есть довольно солидная группа людей, причем вполне умных и толковых, которые на полном серьезе верят(или хотят верить), что успех Гарри Поттера это всего лишь рекламная кампания и бла, бла, бла. То, что это мягко говоря не так, было понятно давно, однако оказалось, что даже фанаты серии не совсем представляли все те крючки, которые их цепляли. Говорю на своем примере. Книга 7 прочитана вместе с эпилогом. Зло побеждено, как и должно быть. Ничего сверхьестественного. История закончена. И от того ужасно грустно...

Гарри Поттер являлся абсолютным лидером по числу фанфиков, причем под фанфиками я понимаю не короткие рассказики, а полно-написанные книги и даже серии, написанные просто фанами. Так вот оказывается, что вот это состояние подвешенности, незаконченности стимулировало интерес к миру и героям в гораздо большей степени, чем это осознавалось. При этом, заметьте, в мире есть полно других книг, который также пишутся сериально и с задержками, однако этого эффекта нет.

Важно отметить, что я излагаю позицию "взрослого ребенка". Однако, другой факт, который хорошо известен, что Гарри Поттер читается детьми самостоятельно, и теми, которые до этого не прочитали сами ни одной книжки. Можно много махать руками, и называть других писателей, который как-будто бы дают лучший продукт, и все проблема только в рекламном бюджете. Однако тот же Пульман не читается так же как Поттер, не читается и все тут. Собственно рекламная кампания началась не с первой книги и кажется даже не со второй, а лишь когда выяснилось, что первые книги продаются гораздо лучше средней.

Далее пойдут спойлеры, поскольку я перехожу к обсуждению собственно седьмой книги. Вообще, серия разделяется на две части: первые четыре книги и последние три. Первая часть действительно детские приключения в готической атмосфере волшебного замка, а вторая гораздо более жесткая и взрослая (и на мой взгляд, не такая удачная, как первая).

В седьмой книге идет связка всех тех ружей на стене, которые таки должны выстрелить и собственно кульминация. Прежде всего, несколько неспешное детективное повествование претерпело ускорение, и в результате автору просто таки физически пришлоь прибехать к откровенным роялям в кустах, чтобы продвинуть сюжет. Особенно показателен момент нахождения меча, когда герои довольно бесцельно слоняясь по лесам, находят его в кустах в самом прямом смысле. В конце это объясняется, однако там реально был затык, посколку ничего лучшего уже не проходит в голову, ибо все старые персонажи в книге к тому времени разобраны и исчерпаны, а новых ввводить в самой концовке это еше больший рояль.

Вообще не знаю, хотела ли Роулинг этого специально или у нее получилось само собой, но в седьмой книге мы видим, то прямая война намного более банальная штука, чем мир и даже подготовка к ней. Ни один из персонажей не проявил себя более, чем нам уже было известно. И, кстати, отчасти именно поэтому их смерть не вызвало такого отклика, как бы если бы это было в ранних книгах. Вообще в этом смысле Роулинг оказалось предсказуемой: если он приговорен к смерти, он перестает показывать свою персональность и превращается в функцию. После чего - на войне как на войне. Впрочем то, что солидная часть второстепенных и даже главных героев должны погибнуть, диктуется законами жанра. Оно и так получилось довольно карнавально, а если бы еще и все остались живы... Впрочем, все действительно главные положительные герои выжили.

Собственно концовка и главная битва, как я уже отметил, была несколько карнавальной, хотя тем не менее не совсем тривиальной и в целом удачной. Дамблдор был несколько спущен с пьедестала, впрочем ненадолго. Догадки фан-коммьюнити про Снейпа подтвердились, хотя ожидалось, что он окажет более активное содействие Гарри в самой последней битве, а он попросту был использован в качестве передатчика информации. Вообще 7-я книга получилась на редкость кинематографичной и это понятно не случайность.

Главный недостаток 7-ой книги это то, что она завершила серию и теперь уже как бы не о чем гадать и представлять. Впрочем, исчезнут ли фанфики по Гарии Поттеру? Сильно сомневаюсь. Кстати, теоретически возможны еще официальные истории по Гарии Поттера. Однако, Роулинг сделала так, что это уже будет не так интересно. Вообще, я уже отметил, что ожидание войны гораздо более богато на сюжеты и отношения, чем сама война. Поэтому поздние книги проигрывают в атмосфере, поскольку есть конкретный противник и нет пространства для домысла, для готики, темнных углов и тайных комнат. Недостатком также является сбивание в театральность, которая гораздо более характерна для женского пера. Театральность заключается в том, что когда герои покидают какое-либо место, то жизнь в нем замирает. Другими словами, без героя мир не функционируют. прелесть первых книг был в том, что этой театральности было меньше. То есть тот же Хогвартс выглядел интересным местом и без Гарри с его друзей, однако уже в седьмой книге Хогвартс не ощущается, пока в нем не появились герои. Его нет, он не существенен.

Можно еще отметить пару ляпов и несостыковок, которые были впрочем неизбежны при сшивании.

В целом же грусть от закончившейся серии. Возможно именно поетому я оттягивал прочтение последней книги. История закончена и продолжение вообщем-то неуместно. И от этого понимания грустно вдвойне.


Update: 5.11.2007
Гмм, вначале было просто грустно, а сейчас(через два дня) самая настоящая ломка. Подобное, когда уезжаешь из места и от людей, с которыми связаны положительные воспоминания, причем знаешь, что уже не вернешься, то есть это все в прошлом. Даже сам не ожидал от себя такой реакции.
Subscribe

  • 3-0 vs 42-0

    To put the magnitude of the U.S. defeat in context, losing 3-0 in soccer is the equivalent of losing 42-0 in football. Реально улыбнуло, поскольку…

  • Анекдоты: полная потеря смысла при пересказе

    Знаете, когда обсуждается сложность перевода с одного языка на другой, обычно рассказывается пример с круглым столом где каждый знает языки двух…

  • полезность регулярных проф-заметок

    Терри Тао пишет аж в 2013 году(в комментах) про полезность ведения ЖЖ собственного блога, в котором можно записывать прочитанные результаты,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments