Zametki na polyah (akor168) wrote,
Zametki na polyah
akor168

Компания "АнтиКопирайт"

На этой неделе думал еще и такой креатив.

А именно, представим себе следующую ситуацию. В мире современного коммерческого авторского права появляется вдруг откуда не возьмись некая Компания и начинает себя вести следующим образом. Она, как и любая нормальная компания, покупает имущественные права на книги, фильмы, научные журналы, музыкальные альбомы и т.д. и т.п. Однако дальше она поступает в традициях свободного распространения информационных ценностей: все это дело помещается в свободный доступ в Интернет.

Каждый желающий может совершенно бесплатно и абсолютно законно (это оговорено прямым текстом) получить любой контент: книгу, статью, музыкальный альбом, видеофильм. При этом он также может купить твердую копию того же самого. Последнее означает, что компания вовсе не фантична, и если кто-то согласен заплатить деньги за DVD, собственно книгу, или журнал, то пожалуйста, почему бы не продать. С другой стороны, если некто хочет качать с сайта, то нет проблем. То есть для индивидуального потребителя контент априорно бесплатен, но если он хочет дополнительного оформления контента, или просто поддержать такую политику, он может заплатить или просто сделать пожертвование. От денег в Компании не отказываются.

Это насчет индивидуального, атомарного потребителя, что же касается корпоративного использования, то здесь возможны два варианта: один мягкий, а другой пожестче. В первом варианте: у любого коммерческого образования те же самые возможности - оно может брать любой контент Компании и пытаться его продавать по любой цене. Одно условие: никаких имущественных прав у них нет, все имущественные права зарезервированы за Компанией, и в любой момент могут быть отозваны, другими словами, Компания не отказывается от своих прав, а как бы замораживает их на неопределенный срок. Важный момент, купив права на любой контент, дальше он не продается за любые деньги, то есть, по сути дела роль Компании в том, что она выкупает права, для того, чтобы никто другой не смог положить на контент свою лапу.

Так вот, это в мягком варианте, в более жестком варианте, контент свободен для более-менее индивидуального пользователя, другая же коммерческая компания не может, скачав "книгу" с сайта Компании, продавать ее без согласования и лицензии.

За этой самой Компании стоят какие-то огромные внешние ресурсы (ну, предположим, что это Билл Гейтс замаливает "грехи", и все полученные деньги от Микрософт вкладывает в Компанию) - десятки миллиардов долларов. Компания скупает все подряд, включая как новое, так и старое, при этом она ведет себя разумно: она вовсе не завышает цены, а покупает по дешевке, когда коммерческая волна первого использования порядком схлынула. При этом все начинающие авторы прекрасно знают, что в Компании им предложат не сумасшедшие, но и не худшие, чем у других, деньги. Правда, назад, как я уже сказал, дороги нет: Компания не перепродает права.

А теперь зададимся следующими вопросами. Во-первых, если взять жесткий, но даже если и мягкий варианты, Комапния кое-чем приторговывает, например продавая те же книги,альбомы и DVD, при этом, даже вполне возможно, по цене, не ниже чем у остальных, "коммерческих", фирм. При этом у всех есть выбор: купить или скачать, и оба выбора абсолютно законны. То есть какие-то деньги Компания получает. Вопрос, не может ли такая схема быть даже безубыточной (заметим, что хотя я и назвал ее Компанией, довольно очевидна, что сия организация не преследует явных коммерческих выгод и финансируется из некоторых внешних источников).

Так вот, теперь представим, что внешний источник настолько велик, что ежегодно Компания скупает контента на рынке интеллектуальной собственности на десятки милллиардов долларов, то есть она является мировым игроком. Вопрос, как наличие такого фактора повлияет на коммерческий рынок интеллектуальной собственности? Предположим, для простоты, что Компания специализруется преимущественно на старых материалах, то есть скупает права на преимущественно известное и отработанное (в том числе и потому как это дешевле). Какие могут быть интересные феномены в поведении авторов и игроков на рынке: в мягком; в жестком вариантах Компании?

В частности, так как Компания платит обычные деньги, для авторов есть хороший резон заниматься творчестом, которое будет оценено. Это к аргументу о копирайте как способе поощрения творчества. С другой стороны, последующее свободное мировое циркулирование контента при отсутствие издержек проведения кросс-договоренностей вполне способно дать гигантский экономический эффект - можно будет свободно комбинировать все лучшее из контента принадлежащего Компании. Эффект будет размазанный, то есть собрать его в коммерческих условиях не удастся, но, например, при этих условиях к финансированию Компании могут подключиться государства. Вообще, можно представить себе что-то типа листа, где каждый, пожертвоваший некоторую сумму, будет в нем отражен.

Другими словами, Компания, как интернациональный фонд контента, по аналогии с музеями, которые покупают произведения исскуства, а затем выставляют на обозрение всех желающих бесплатно(или за плату).

Собственно, основную идею такой Компании я уже описал. Современная система копирайта создает проблемы такого рода: стоимость договоренностей по мелким сделкам превосходит выход, в результате, очень большая часть контента лежит мертвым грузом, никак не работая.

Хороший пример: это книги и научные журналы прошлых лет, которые, скажем, бывают "out of print", то есть на них никто даже и не пытается сейчас зарабатывать, но общего доступа к ним нет. Также, например, большое количество правообладателей, сильно затрудняет создание хороших электронных баз, поскольку с одной стороны, чем больше информации в такой базе будет, тем она ценее, с другой стороны договориться в рамках коммерческого подхода участникам очень сложно, в результате большая часть контента опять-таки лежит мертвым грузом. То есть хочется решить проблему "Собаки на сене". И проект Компании один из вариантов.
Subscribe

  • 3-0 vs 42-0

    To put the magnitude of the U.S. defeat in context, losing 3-0 in soccer is the equivalent of losing 42-0 in football. Реально улыбнуло, поскольку…

  • Анекдоты: полная потеря смысла при пересказе

    Знаете, когда обсуждается сложность перевода с одного языка на другой, обычно рассказывается пример с круглым столом где каждый знает языки двух…

  • полезность регулярных проф-заметок

    Терри Тао пишет аж в 2013 году(в комментах) про полезность ведения ЖЖ собственного блога, в котором можно записывать прочитанные результаты,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments